Главные детали быта — что ели, как принудительно гуляли, почему много пили и от чего больше всего мучились
Психиатрические клиники — довольно распространённое место действия триллеров и фильмов ужасов. Места, где держат людей с психическими заболеваниями, страшны даже сейчас, в 21 веке, но в викторианской Англии они были почти немыслимо ужасными.
Только после того как в 1887 году американская журналистка Нелли Блай симулировала нервный срыв, чтобы оказаться в такой клинике, а потом написать историю о том, что она там увидела (эту статью можно найти в оригинале или в любительском переводе на русский под названием "10 дней в сумасшедшем доме"), ситуация начала понемногу меняться. Англоязычные люди стали всё чаще возмущаться тем, что творили с несчастными больными за закрытыми дверями такого рода учреждений, и правительства начали хоть что-то контролировать.
Сейчас у нас есть доступ ко многим записям, письмам и разоблачениям, написанным реальными бывшими пациентами. Так давайте прикинем, каково это было — оказаться в психиатрической лечебнице того времени.
Фото — pixabay.com
1. Мы бы в основном сидели на невкусной диете
Что касается рациона пациентов, то в этом вопросе у каждой лечебницы была своя стратегия. В некоторых местах (как, например, Блэкуэлл, куда поместили бесстрашного репортёра Нелли Блай) подавали нечто отдалённо напоминающее еду — слегка протухшее мясо, бульон, чай и хлеб, который она описала как "чёрный и грязный… очень жёсткий, просто высушенное тесто". Иногда в хлебе попадались пауки, но голодные пациенты все равно его жадно ели, потому что кормили мало.
В Англии приюты для душевнобольных чаще жили за счёт того, что выращивали сами, поэтому свежих овощей и хлеба было много, а вот сыр, рыба, мясо и пиво подавались реже и помалу.
Чуть лучше дела обстояли в Австралии (по крайней мере в тех местах, которые осматривал доктор Джордж Такер в 1880-х годах. Еду там он описывал как "вполне достаточную и нормально приготовленную", зато пожаловался на нехватку посуды, которая к тому же была вечно грязной (у пациентов было, например, по 3 кружки на 8 человек за столом). К тому же на каждой чашке и тарелке тут было написано большими буквами: "Сумасшедший дом". Так боролись с кражами со стороны персонала (мало кто захочет унести домой предмет с такой надписью).
Фото — pixabay.com
2. Мы бы рисковали "посадить" себе печень и заработать пивное брюшко
Удивительно, но в большинстве британских психиатрических лечебниц были собственные цеха варки пива. Свою продукцию обязательно потребляли каждый день местные сотрудники (наверное, по-другому там было не продержаться), которым иногда пивом даже выдавали часть зарплаты.
Пациентам довольно часто наливали чего покрепче. Бренди входило в рецепт лекарства от меланхолии, которая была тогда распространённым диагнозом. Его же использовали как седативное средство для снятия тревожности у больных, не склонных буйствовать навеселе.
Согласно архивным документам, сохранившимся в Канаде благодаря Лондонской региональной психиатрической службе Сент-Джозефа (Онтарио), на выпивку регулярно тратилась немалая часть бюджета клиник. Например, в 1874 году расходы одной лечебницы на "спиртные напитки, вино и пиво" составили 1 850 долларов, что с учётом инфляции сейчас составляет колоссальные 40 700 долларов (примерно 2 725 000 рублей по курсу ЦБ РФ на 11 января 2019 г.).
3. Принудительные прогулки и зарядка
В Англии того времени считали, что свежий воздух и физические упражнения — залог здоровья, включая психическое. На первый взгляд, звучит не так уж плохо, верно? Но на приятную прогулку это, как правило, похоже не было, а больше напоминало военную муштру. Обитателей клиники большими группами выгоняли на улицу, где заставляли маршировать кругами и выполнять приказы, выкрикиваемые персоналом.
Фото — pixabay.com
4. Сидение до посинения
За время, проведённое в лечебнице, Нелли Блай больше всего устала… сидеть. Таково было главное наполнение дней пациента — сидеть, сидеть и снова сидеть. Не читать, не говорить, ничем не заниматься, а просто сидеть на жёстких скамейках с прямой спинкой. "Я никогда так не уставала, как от сидения на этих скамейках, — писала Блай. — Некоторые пытались сидеть боком или ещё как-то, чтобы хоть что-то изменить, но их всегда за это ругали и требовали сидеть прямо. Стоило заговорить, как на тебя кричали, требуя заткнуться".
5. Связывание как главный метод лечения
Любая проблема с обитателем клиники решалась таким образом. В ход шло всё — наручники, ремни, смирительные рубашки и даже кровати с решётками вокруг. Тебя могли связать, если ты буянил или просто вёл себя не так, как надо. А если кто-то начинал отказываться от еды, то его принудительно кормили через трубку, потому что питание, даже при скудном рационе, считалось главным элементом так называемой "моральной терапии".
6. Можно было умереть от неправильного применения хлороформа
Хлороформом "успокаивали" особо буйных пациентов, отчего они погружались в сон. Однако вещество, которое изначально использовалось как анестетик, было опасно при неправильной дозировке. Когда в 1870-х медицинская пресса впервые начала изучать тревожную картину того, что творилось в психлечебницах, передозировка хлороформа занимала второе место в списке причин смертности тамошних пациентов. На первом месте были внутренние повреждения (сломанные кости, рёбра и прочие признаки избиений).
Фото — pixabay.com
7. Надо было бы бояться служителей
Стоило внешнему миру присмотреться, что происходит внутри викторианских психушек, и стало ясно, что главной проблемой там является обслуживающий персонал. Конечно, не все служители были плохими, но таких было, похоже, большинство. Особенно отличался немедицинский персонал, ответственный за повседневный уход, потому что эта работа была тяжёлой, грязной и подразумевала большую текучку кадров. Помимо физического насилия, над пациентами издевались и другими способами — регулярно их обкрадывали (даже в еде) или давали им оружие и поощряли их сражаться между собой.
8. Регулярные сеансы электрошоковой терапии
Проведённое в 2018 году компанией BBC исследование показало, что электроконвульсивная терапия (пропускание тока через мозг) на самом деле может помочь тем, кто страдает некоторыми видами психических заболеваний (например, депрессией, манией и кататонией). Однако использовать её надо правильно и в нужных дозах, а не так, как это делось раньше, когда почти наверняка приводило к полному одурению пациента.
Обитателям клиник назначались сеансы шоковой терапии продолжительностью от 10 до 20 минут, которые проводились ежедневно или через день. Воздействие электрическим током было постоянным и болезненным. Подробности описывать не будем, это сделали до нас многие фильмы и книги (вспомните хотя бы "Пролетая над гнездом кукушки").
Узнали что-то для себя новое?
Напишите в комментариях!
Жмите "палец вверх", если хотите, чтобы Книговод продолжил копаться в истории и написал для вас статью о самых распространённых мифах о викингах (например, о шлемах с рогами, повышенной кровожадности и использовании черепа врага вместо кубков) :)
И, конечно, подписывайтесь на канал и читайте похожие материалы:
—
—
—
—
Приятного вам шелеста страниц!