В 2020 году исполняется 95 лет со дня рождения великой российской примы Майи Плисецкой. В честь юбилейной даты в галерее-мастерской «ГРАУНД Солянка» открылась тотальная инсталляция «Я, Майя Плисецкая», посвященная жизни и творчеству примы. Премии «На Благо Мира» удалось побеседовать с создателями выставки и одним из партнеров балерины, с которым она танцевала в Большом театре.
Куратор выставки «Я, Майя Плисецкая», театральный художник Мария Трегубова, директор галереи-мастерской «ГРАУНД Солянка» Катя Бачавар, солист балета Большого театра (1970–1990), партнер Майи Плисецкой Борис Ефимов о современном искусстве, о месте добра в культуре и о том, какие ценности пропагандируют в галерее-мастерской «ГРАУНД Солянка», в эксклюзивных интервью Премии «На Благо Мира».
Художественный руководитель проекта – народный артист России Андрис Лиепа. Автор – театральный художник Мария Трегубова, чьи спектакли идут в ведущих театрах России и за рубежом, показали музыкально-драматическую инсталляцию «Я, Майя Плисецкая».
В основу проекта легла одноименная автобиографическая книга, впервые опубликованная в 1994 году и ставшая бестселлером (переиздана 15 раз). Каждая из шести комнат экспозиции – отдельная достоверная история, основанная на реальных воспоминаниях балерины.
Выставка открывается видеоархивом, где на телеэкранах демонстрируются записи интервью и выступлений разных лет, отрывки из биографических фильмов и фрагменты новостей хроники.
После этого посетитель попадает в белую комнату с роялем, в которой звучит посвященная балерине музыка Родиона Щедрина, — это воплощение величайшей любви в искусстве и в жизни.
Затем в экспозиции появляется черная комната, наполненная замершими фигурами в черных костюмах, глазками для подсматривания и отверстиями для прослушивания. Это отражение темы взаимоотношений балерины с советскими правящими структурами.
Четвертая комната — арт-пространство с бесконечно ведущей вверх лестницей, красной ковровой дорожкой, доходящей до зала основной сцены Большого театра. Там на сцене танцует балерина, словно в музыкальной шкатулке, в которой воплощена мечта каждой балерины блистать на главной сцене страны.
В пятой комнате — кухня коммунальной квартиры для сотрудников Большого театра балетный зал, где пол усыпан перьями. Перья здесь, скорее, отсылают к мечтам балерин о партии в «Лебедином озере». А за ней — настоящий зеркальный балетный зал со станком, где можно представить себя на месте самой Майи Плисецкой. Очередность посещения комнат — свободная и каждый сам выбирает свой маршрут.