Это Спарта-а-а! Почему нам бы не захотелось жить среди спартанцев

Там тренировали лучших бойцов, но это стоило многих унижений (в том числе со стороны женщин, божественных статуй и даже чанов с вином)

Что мы знаем о Спарте? Древнегреческий город-государство, где, если верить легендам, воспитывали самых выносливых солдат, хилых детей швыряли вниз со скалы, вокруг толпами бродили несчастные рабы, а 300 спартанцев прославились тем, что полегли в битве при Фермопилах, за что потом удостоились многих упоминаний в литературе и популярном комиксе Фрэнка Миллера, получившем ещё более популярную экранизацию Зака Снайдера.

Это Спарта-а-а! Почему нам бы не захотелось жить среди спартанцев0Здесь и далее для оформления статьи использованы кадры из фильма "300 спартанцев" (2007)

После этого фильма мы знаем, как надо пинать врагов ногой в глубокую яму, выкрикивая название родного города ("Это Спарта-а-а!"). Кому-то такое место, возможно, и понравилось бы. Но Книговод решил рассказать о мрачных сторонах Спарты, зная которые мы, скорее всего, не захотели бы там жить.

Пойдём по порядку?

1. Возможно, пришлось бы быть рабом и каждый год по осени погибать на "войне"

Как и в любом древнем обществе, население Спарты строго делилось на классы. Наверху иерархии находились полноправные граждане — этнически спартанские мужчины, прошедшие строгий ритуал инициации. Потом шли свободные неграждане, называемые периойками (в основном промышляли купечеством), а в самом низу были илоты — подневольные рабы. Помимо выполнения всяких поручений им полагалось иногда играть воспитательную роль: историк Плутарх пишет, что спартанцы часто насильно поили их вином и заставляли плясать в общественных местах, чтобы продемонстрировать детям все опасности пьянства.

Понятно, что от такой "хорошей" жизни илоты ненавидели высший класс и могли взбунтоваться. Поэтому в дополнение к публичным актам унижения, каждую осень, когда в должность вступали новые выборные эфоры, они отмечали это событие тем, что объявляли войну илотам. После этого спартанские граждане некоторое время могли безнаказанно лишать илотов жизни, нагоняя на них страх.

Это Спарта-а-а! Почему нам бы не захотелось жить среди спартанцев1

2. А если вы гражданин, то служить бы пришлось до конца жизни

Все спартанцы-граждане призывались на военную службу пожизненно. В юности их сразу распределяли по общим столовым, известным как сисситии, и там они оставались на всю жизнь, привязанные к казармам, пока не становились слишком старыми, чтобы сражаться (такого не случалось практически никогда). Семью можно было видеть только во время коротких увольнительных. За службу каждому полагался участок земли и некоторое количество илотов для его обработки — вот и весь доход. Кстати, большая его часть шла на оплату членских взносов в сисситиях.

Полноценная военная служба начиналась в 20 лет, полное гражданство даровалось в 30,а в армии полагалось служить до 60 лет. В чрезвычайной ситуации (в случае активной войны) призыву подлежали все спартанцы до 65 лет.

Это Спарта-а-а! Почему нам бы не захотелось жить среди спартанцев2Жан-Пьер Сен-Урс "Отбор детей в Спарте" (1785)

3. В младенчестве можно было умереть, захлебнувшись в вине

Слово "агогэ" происходит от греческого слова, означающего "вести" и может, в зависимости от контекста, означать "руководство", "обучение" или "воспитание ребёнка". За исключением первенцев двух правящих домов, агогэ полагалось проходить каждому спартанцу мужского пола. Смысл этой жёсткой системы воспитания заключался в том, чтобы создать армию храбрых и выносливых солдат, способных защищать свой город, несмотря ни на что. И спартанцы с этим делом не затягивали: агогэ начинался прямо с рождения.

Новорождённых спартанских мальчиков с головой погружали в вино, поскольку верили, что это сделает их выносливее. Потом ребёнка доставляли на проверку в герусию, совет старейшин Спарты, чтобы убедиться, что он годится для здешней жизни. Любого, кто признавался негодным по причине уродства или обнаруженной физической слабости, относили в подножию гор Тайгет и там бросали. Через несколько дней был второй "тест": если ребёнок к тому моменту был жив, то его забирали обратно в Спарту. Младенца также мог подобрать и спасти добрый незнакомец.

Спартанские матери были известны своими методами "жёсткой любви": они постоянно окунали детей в вино, не обращая внимание на их крики. Захлебнулся? Ну и ладно. Такой слабак здесь не нужен.

Это Спарта-а-а! Почему нам бы не захотелось жить среди спартанцев3

4. С 7 лет и вовсе начиналась "прекрасная" жизнь

Чтобы продолжить агогэ, мальчики покидали родной дом в возрасте 7 лет. С этого момента их селили в общие казармы, где им предстояло провести большую часть жизни.

С 12 лет мальчикам давали только один предмет одежды в год: красный плащ, который они должны были носить всегда, независимо от сезона или погоды. Их также намеренно плохо кормили, чтобы они привыкли к голоду и жажде, а потом фактически поощряли их красть еду, чтобы научить изворотливости и находчивости (но жестоко били, если поймают).

Спать можно было только на подстилке из тростника. Но сначала её нужно было сделать — добыть тростник из реки голыми руками, без использования ножа. Тренироваться можно было только босиком. Старейшины также поощряли драки и издевательства над более слабыми мальчиками, полагая, что унижение вдохновит их на закалку.

Это Спарта-а-а! Почему нам бы не захотелось жить среди спартанцев4

5. А вокруг полно пошлостей

Грустно об этом говорить, но в Спарте, как и в большинстве греческих обществ в классическую эпоху, была развита особая культура отношений между молодыми и пожилыми мужчинами. Характер этих отношений далеко не всегда подразумевал всякие интимности, и, по мнению историков, почти наверняка менялся с течением времени. С одной стороны, Плутарх писал, что, как только мальчики достигали пубертата, они начинали привлекать к себе внимание "уважаемых молодых людей", а также "пожилых мужчин", которые приходили в те места, где они тренировались, и наблюдали за ними, выбирая кого-то себе в "возлюбленные".

С другой стороны, греческий автор Ксенофонт настаивал, что среди спартанцев такие отношения были основаны исключительно на дружбе и искреннем желании улучшить младшего "друга". Старики собирались вокруг мест тренировки, но только для того, чтобы помочь советом.

У отдельных историков есть также мнение, что у спартанцев практика этих отношений могла происходить от древних племён дорийцев, ранее заселявших эту местность. А у них похожие ритуалы были чисто физическими — старший партнёр таким образом просто передавал добродетель мужественности младшему. Дальше решайте сами.

Это Спарта-а-а! Почему нам бы не захотелось жить среди спартанцев5

6. Женщинам было даже хуже

Девочкам не надо было становиться воинами, но их тоже воспитывали особым образом. Им давали образование, учили поэзии, музыке и даже немного военному искусству. Также полагалось заниматься спортом — раздетыми и на виду у мальчиков, чтобы стереть любые преграды в общении с другим полом в будущем, когда понадобится пополнить общество новыми детьми. Девушкам и женщинам запрещалось пользоваться косметикой или любым другим средством улучшения внешности (хотя они и без того славились своей природной красотой). Они также не могли использовать полученное образование для какой-либо карьеры.

Женщины, как и мужчины, зарабатывали деньги на своих семейных землях. Традиционные женские черты вроде изящества, отвергались в пользу физической подготовки и сильного чувства морали. Несмотря на кажущееся довольно современным образование, его целью было только одно — превращение девочек Спарты в сильные и бесперебойно работающие машины для производства детей, поскольку, как говорили историки, "только спартанские женщины могут родить настоящего мужчину".

Это Спарта-а-а! Почему нам бы не захотелось жить среди спартанцев6

7. Мужчинам полагалось терпеть унижения от женщин в процессе воспитания

Спартанские женщины славились остроумием и языком, способным в любой момент произнести неприятные колкости. Идея предоставления им такого права заключалась в том, что умные женщины смогут произвести на свет детей, которые будут сильны умом так же, как и телом.

Спартанских девочек специально обучали искусству таких оскорблений и поощряли практиковать его на мальчиках — особенно, на самых слабых. Публичные словесные издевательства часто становились частью какого-нибудь праздника. В таких случаях девочки выстраивались в ряд и хором пели о недостатках мальчиков, отдельно останавливаясь на каждом, о ком думали, что он не в форме. Стыд у спартанцев считался мощным мотиватором, поэтому его не стеснялись использовать, чтобы подтянуть самых слабых.

Слова "лаконичное остроумие" или "лаконичная фраза" происходят от названия региона Лакония, где была расположена Спарта. Лаконичность специально развивали. В детстве спартанцам задавали сложные вопросы, и если они не отвечали достаточно кратко и остроумно, их учителя больно прищемляли им большие пальцы на руках.

Это Спарта-а-а! Почему нам бы не захотелось жить среди спартанцев7Фото взято с сайта Национального археологического музея Афин

8. А ещё можно было нарваться на публичную порку перед статуей

Спартанскому обществу было недостаточно видеть, как мальчиков мучают словесными оскорблениями, лишением пищи, жестокими условиями жизни и защемлением пальцев. Поэтому их также полагалось лупить в особой обстановке. Обряд порки лежал в основе диамастигоза — главного развлечения в период ежегодной церемонии, проводившейся в храме Ортии, местной спартанской богини охоты и плодородия, позже отождествлённой с Артемидой.

Согласно Ксенофонту, ритуал начинался с чего-то похожего на игру по захвату флага, только боролись за сыр. Вдоль алтаря ставили блюда с сыром, и одна группа юношей пыталась украсть их, пока другая защищала алтарь с плетьми в руках. Ко времени греческого географа Павсания игровой элемент сошёл на нет, а конкуренция между мальчиками заключалась теперь только в том, кто дольше продержится во время порки. Над избиваемым стояла жрица храма, которая держала в руках деревянную статую Ортии. Если она замечала, что кому-то достаётся меньше, то заявляла, что статуя становится тяжелее и требует больше кровушки.

А вы смотрели "300 спартанцев"?
Как вообще относитесь к обычаям этого общества?
Напишите в комментариях!

Жмите "палец вверх", если статья вам понравилась и вы хотите, чтобы Книговод в следующий раз написал о том, почему бы нам не захотелось жить среди самураев :)

И, конечно, подписывайтесь на канал и читайте похожие материалы:
Почему нам бы не захотелось жить во времена Робина Гуда
Мифы о временах Робина Гуда, которые могут ввести вас в заблуждение
Почему нам бы не захотелось стать пиратом Карибского моря
Почему нам бы не захотелось стать викингом

Приятного вам шелеста страниц!

Источник

Поделиться:

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

Отправить

Похожие записи