№38
Словосочетание «комфортная городская среда» давно звучит из уст чиновников в различных регионах, но зачастую проекты остаются на бумаге. Тем интереснее изучать опыт тех территорий, где осуществляют реальные проекты в этой сфере. И опыт Ленинградской области здесь один из лучших
ПРЕДОСТАВЛЕНО ЦКЛО
Пикалево. Небольшой город в Ленинградской области, название которого чуть не стало нарицательным для многих подобных территорий в России, где после экономических проблем с градообразующими предприятиями наступал резкий спад уровня жизни. Теперь же Пикалево — один из примеров развития комфортной городской среды, в том числе благодаря восстановлению промышленного производства и появлению новых проектов. Бизнес активно включился в реализацию городских проектов, получив при этом поддержку со стороны муниципальных властей и правительства Ленинградской области. И подобная включенность вкупе с выстроенным диалогом между бизнесом и властью в целом характерна для региона.
Помощь от стейкхолдеров
По итогам Всероссийского конкурса лучших проектов благоустройства в малых городах и исторических поселениях, который традиционно проводит Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства России, в этом году победителями признаны сразу три проекта из Ленинградской области — новые комфортные пространства появятся в Ивангороде, Новой Ладоге и в Сосновом Боре. Всего на конкурс было подано пять заявок, проекты благоустройства пространств в Луге и Гатчине (новоиспеченной столице Ленобласти) предстоит доработать с учетом замечаний и представить на следующем конкурсе. В этом году в Ленинградской области уже реализуются проекты, победившие на прошлогоднем конкурсе. Тогда средства получили Подпорожье, Пикалево, Кингисепп, Шлиссельбург и, опять-таки, Сосновый Бор.
«Благодаря конкурсу в наших городах создаются современные, комфортные общественные пространства, которые сохраняют характер территории и ее локальные особенности. За время существования конкурса 19 муниципальных образований области стали его победителями: благоустраиваются парки, набережные, площади, улицы и пешеходные зоны. Уже реализовано 13 проектов, еще шесть находятся в стадии воплощения», — рассказывает губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко. «Благоустройство идет по плану. В Ленинградской области завершены работы уже на 35 территориях из 105. Общественные пространства обретают новый облик и становятся местами притяжения местных жителей и туристов по федеральному проекту “Формирование комфортной городской среды” нацпроекта “Жилье и городская среда”, инициированного президентом России Владимиром Путиным», — дополняет председатель комитета по ЖКХ Ленинградской области Александр Тимков.
Статья по теме: Команда 47
Четырем городам-участникам с разработкой заявок помогал Центр компетенций Ленинградской области — подведомственное учреждение регионального комитета по ЖКХ. «У нас есть много городов и поселений городского типа, в которых присутствуют крупные и средние предприятия. Точно оценить степень их участия в городских проектах сложно, в том числе потому, что нет статистики об уровне такого участия в предыдущие годы, только отдельные факты, о которых мы знаем. Надо понимать, что в первую очередь предприятия вкладываются своими налогами — в том числе эти налоги идут на благоустройство населенных пунктов. Если говорить о конкретных случаях благоустройства или помощи в благоустройстве, то мы безусловно фиксируем: многие предприятия так или иначе помогают своим городам», — объясняет директор Центра компетенций Ленобласти Екатерина Манжула.
Почему предприятия-стейкхолдеры поддерживают и вкладываются в развитие городской среды? «У всех разные причины. Кто-то по политическим причинам, кто-то из альтруизма и социальной ответственности компании и ее руководителя. Многие компании понимают: благоустраивая город и вкладываясь в социальную политику, они улучшают возможности привлечения кадров на предприятие. Так проще привлечь более квалифицированных специалистов, которым помимо уровня зарплаты крайне важна городская инфраструктура, жилье, сфера услуг и так далее», — говорит Екатерина Манжула. Еще один вариант — предприятие хочет наладить связи с администрацией и городом. В таких случаях компании часто вкладываются в город, в стратегии развития, проекты или конкретные объекты в нем. Есть предприятия, которые активно вкладываются в подготовку городов к празднованиям разных дат. Например, сейчас в Шлиссельбурге Невский судостроительно-судоремонтный завод помогает городу подготовиться к празднованию его юбилея.
Места силы
Сосновый Бор, жители которого работают на Ленинградской атомной станции, не случайно называют одним из лучших примеров формирования качественной городской среды в регионе. В городе уже много лет системно реализуются проекты развития территорий, и концерн «Росэнергоатом», один из дивизионов корпорации «Росатом», активно участвует в жизни города — и методологически, и финансово — для повышения качества проживания.
«Наше проектное бюро в рамках сотрудничества с Сосновым Бором закрывает лишь часть проектов, которые “Росэнергоатом” реализует в городе. Они инвестируют не только в объекты благоустройства, но еще и в социальные объекты, спортивную инфраструктуру, ремонт объектов социальных учреждений, — говорит исполнительный директор проектного бюро М4 Андрей Кобзев. — Если говорить непосредственно про благоустройство, то в рамках сотрудничества мы выиграли три гранта по конкурсу “Малые города и исторические поселения”, один из которых успешно реализован в 2022 году, один находится в активной стадии реализации, в этом году будет закончен, и третий планируется реализовать до 2025 года включительно. Являемся подрядчиками — разработчиками архитектурной концепции, занимаемся проектированием проекта и активным сопровождением в рамках авторского надзора, что позволяет держать в одних руках практически весь цикл работы над проектом».
В 2022 году реализован проект Приморского парка — входной зоны к Финскому заливу. Создана благоустроенная территория на площади в три гектара, где расположилась городская гостиная с павильонами под размещение объектов малого бизнеса, лектория с туалетом, комнатой матери и ребенка и другими общественными пространствами. Это инфраструктурный комплекс, который построен и пользуется невероятной популярностью. На сегодняшний день смежные три гектара находятся в проектной разработке, ведется разработка проектной документации, которая будет реализована в следующем году. Видя успех того, что сделано, город и концерн приняли совместное решение, поддержанное жителями, развивать эту территорию. То есть в целом уже в ближайшем будущем Сосновый Бор получит экопарк с базовой инфраструктурой и аккуратной архитектурой, которая вписана в восхитительно красивый ландшафт этого города.
К слову, вовлеченность жителей в обсуждение проектов зачастую спорный момент для тех, кто эти проекты осуществляет, ведь возможны конфликтные ситуации. Андрей Кобзев приводит интересный пример как раз по текущему проекту в Сосновом Бору — благоустройству сквера вокруг дома культуры «Строитель». У этого объекта яркая история. В период строительства атомной станции ДК, как и сквер, строился неравнодушными жителями в свободное от работы время. Им предоставлялись материалы, завозился бетон, и сотрудники стройкомплекса приходили работать сверхурочно. «Мы начали обсуждать с жителями, что бы они хотели видеть в этом сквере, как они хотели бы изменить и трансформировать его. И узнали от них, что практически в каждой семье Соснового Бора есть истории о том, как их родственники строили этот сквер и этот ДК. Для каждого сосновоборца это место силы. Поэтому нам очень важно не делать ничего принципиально нового, но подчеркнуть и сохранить тот стиль и образ, который был когда-то создан самими жителями, и надеюсь, что по итогу реализации проекта жители это оценят», — объясняет Андрей Кобзев.
С учетом нынешней ситуации, необходимости преодоления сложностей, возникающих в предпринимательской среде, уровень вовлеченности предприятий в развитие городской среды неплохой, констатируют в областном правительстве. «Например, мы не видим снижения по проектам в Сосновом Бору и ряде других городов, но фиксируем снижение по некоторым другим поселениям. Есть снижение в том, что касается налоговых поступлений. У некоторых поселений уменьшились возможности софинансирования того или иного проекта: они признаются, что, к сожалению, налоговые поступления уже не такие высокие, как в предыдущие годы. Частично это связано с уходом иностранных владельцев некоторых предприятий: когда они решили уйти, предприятия либо закрыли, либо продали российскому владельцу. В любом случае предприятие или не функционирует, либо еще не вернулось на прежний уровень, а значит, и налоговые поступления сокращаются», — резюмирует Екатерина Манжула.
Без слова «дай»
Директор Центра компетенций Ленинградской области Екатерина Манжула:
Екатерина Манжула
— Конечно, во взаимодействии бизнеса и власти в формировании городской среды бывают разные ситуации. Все зависит от того, насколько хорошо предприятие и администрация выстраивают отношения друг с другом. Бывает, что крупное предприятие и администрация находятся в не совсем партнерских отношениях. Они сосуществуют мирно, но нельзя сказать, что идет активное взаимодействие. Иногда бывает так, что бизнес больше готов к взаимодействию, готов вкладываться в городские проекты, но администрация к этому не готова по разным причинам.
Есть другие примеры. Например, администрация не обращается к бизнесу с предложением участвовать в жизни города в сфере благоустройства, считая, что ему это неинтересно. Но исходя из нашего опыта это не всегда так. Мы помогаем городам с разработкой заявок на Всероссийский конкурс Минстроя РФ. Одна из составляющих победы — участие градообразующих предприятий и малого бизнеса в проектах. Помогаем администрациям и бизнесу найти контакт. Очень часто проводим отдельную сессию с бизнесом. Делаем для них презентацию о том, что уже сделано, о проекте, о том, как жители, город и регион в нем участвуют, как планируем реализовывать, что получим в результате и что от этого получит бизнес, готовим предложения по возможным вариантам участия. То есть наша основная задача — помочь администрациям в коммуникации с предприятиями.
Нужно понимать, что для каждого предприятия спонсорская помощь — это серьезная трата. Они могли бы вложить эти деньги в свое развитие, которое для каждого бизнеса является приоритетом. Во-вторых, здесь есть сложная работа по обоснованию непрофильных трат; в-третьих, эти деньги предприятию нужно выделить из своего бюджета — а в определенной экономической ситуации это сделать сложно. Поэтому нужно учитывать, что бизнес пойдет навстречу, если будет понимать, зачем ему это нужно и что выделенные им ресурсы будут качественно использованы и дадут эффект. Важно и отношение: навстречу идут больше те, к кому не просто приходят с просьбами и словом «дай», но выстраивают партнерские отношения, помогают решать и его задачи.