Не за горами экзамены – своеобразный рубеж, успешно преодолев который вчерашние школьники превратятся в абитуриентов и начнут штурмовать стены вузов. Но ещё впереди — бессонные ночи, горы учебников и конспектов, формулы, правила, теоремы. В такой ситуации очень трудно держать эмоции под контролем. О том, как сдать ЕГЭ без стрессов и волнений, рассказывает подростковый психолог Татьяна Сапронова.
— Как оградить себя от лишних переживаний и начать психологически готовиться к экзаменам уже сейчас?
— Конечно, экзамен – это всегда стрессовая ситуация, потому что там оцениваются знания и навыки, полученные школьником за последние десять лет. Но такие ситуации, в которых окружающие будут оценивать человека, встречаются на протяжении всей жизни – после ЕГЭ начнутся вступительные экзамены, потом зачисление в вуз, далее — приём на работу…. Ничего страшного в этом нет, важно понять, что экзамен – это всего лишь жизненный этап, который надо преодолеть.
«ТРИ БЛОКА»
— Психологическая подготовка к ЕГЭ делится на три блока: познавательный, личностный и процессуальный. С познавательным всё понятно – в него входят те знания и навыки, которые ребёнок уже получил во время учёбы в школе (сюда же входит переключаемость, хорошая организация деятельности, устойчивая работоспособность, четкость мышления). Подросток настраивается на сдачу ЕГЭ, учась при этом быстро «переключать» своё внимание с одного вида деятельности на другой. В экзамене по русскому языку тесты на знание грамматики и пунктуации переплетаются с творческими заданиями. Чтобы хорошо его сдать, очень важно уметь быстро переключаться с выполнения тестов на написание сочинения и наоборот. Личностный блок представлен тремя характеристиками: интроверсия (проще говоря, сосредоточенно и самостоятельно работать с материалом, а не надеяться на помощь других, тем более что в условиях ЕГЭ поддержки и помощи от окружающих ждать не приходится), организованность (именно она помогает планировать свое время, строить чёткий план действий на экзамене, выбирать индивидуальную стратегию решения заданий) и эмоциональная стабильность. Процессуальный блок подготовки должен непосредственно настроить школьника на работу в незнакомой для него среде – ведь экзамены проводятся в «чужих» помещениях, а это тоже может вызвать психологический дискомфорт.
ПОЛНОЦЕННЫЙ СОН НЕОБХОДИМ— Как распланировать свой режим дня во время подготовки к экзаменам?
— Поскольку наш день состоит из 24 часов, идеальным вариантом будет разделить его на три части – учёба, отдых и сон, по восемь часов каждая. Очень важно чередовать периоды активности и отдыха – через каждые 40 минут напряженной работы нужно делать перерыв 10-15 минут. Лучше будет, если школьник посвятит весь день подготовке к какому-то определённому предмету – например, математике. Это поможет лучше сконцентрироваться и не рассеивать внимание на посторонние вещи. Очень важно не забывать про полноценный сон! Ночью мозговая активность замедляется, и человек плохо запоминает информацию. Так что знаний бессонные ночи не прибавят, а вот недосып и головные боли могут обеспечить.
— Существуют ли какие-то способы эффективного запоминания информации?
— Все люди делятся на три типа – визуалы, аудиалы и кинестетики. Визуалы воспринимают информацию зрительно, таблицы, формулы, схемы – их конёк. Аудиалы лучше запоминают звуковую информацию – для ускоренной подготовки я рекомендую записать все теоремы и правила на диктофон и прослушивать при каждом удобном случае. Для кинестетиков лучшим «якорем» в море информации будут эмоции — если во время изучения сложной темы произойдёт какое-то неожиданное и приятное событие, оно запомнится кинестетику надолго, а вместе с ним в голове «осядут» и заучиваемые в этот момент правила. Для того чтобы определить, к какому типу относится ребёнок, нужно давать ему информацию в разном виде – формулы и иллюстрации должны сопровождаться аудиозаписями и положительнымиэмоциями – это поможет школьнику самостоятельно определить наиболее удобные для него способы запоминания полученной информации.
НЕ СПЕШИТЕ!
— Как вести себя непосредственно на экзамене?
— Повторюсь – очень важно прийти на экзамен хорошо отдохнувшим и бодрым, тогда все задания будут даваться легко. Не нужно волноваться и паниковать. Внимательно прослушайте всё, что скажет учитель перед началом экзамена, аккуратно заполните необходимые бланки, и только потом начинайте читать задания. Прочтите лист «по диагонали» и сразу разделите задания на три части: самые легкие, средней сложности и сложные. Вопреки сложившемуся стереотипу о том, что начинать надо с самого сложного, я советую выполнить сначала самые лёгкие задания, чтобы потом, не отвлекаясь ни на что, приступить к самому трудному. Ни в коем случае не спешите – внимательно и до конца читайте задания, обдумайте и обоснуйте варианты ответа. Пользуйтесь черновиками – не стоит сразу вписывать ответы в бланк. Обязательно проверьте себя – возможно, в спешке вы что-то упустили или перепутали. Ещё один совет: полагайтесь на интуицию. Иногда бывает полезно прислушаться к себе, и сделать так, как подсказывает внутренний голос.
ВСЁ БУДЕТ ХОРОШО!— Итак, экзамен написан. Но до объявления результатов минимум две недели – волнения и переживания неминуемы. Как с этим справиться?
— Нужно, прежде всего, понять, что повлиять на ситуацию вы уже никак не сможете, и волноваться по этому поводу – значит, лишний раз портить нервы себе и окружающим. Постарайтесь сменить обстановку – если есть возможность, встретьтесь с друзьями, сходите в кино или театр, начните читать интересную книгу. Идеальным вариантом будет уехать куда-нибудь на пару дней, или заняться спортом: как известно, физическая работа – лучший отдых после умственного напряжения.
— После объявления результатов, успешно преодолевшие порог школьники начинают готовиться к следующему испытанию. А что делать тем, кто провалил экзамен?
— Прежде всего, не паниковать. Жизнь не кончилась, и ничего страшного не произошло, просто выпускнику придётся немного пересмотреть свои планы на следующий год и хорошенько подготовиться к пересдаче. В такой ситуации особенно важна поддержка родителей. Ни в коем случае не следует ругать и наказывать подростка – он уже достаточно наказал себя своими плохими результатами. Необходимо сесть и обдумать, чем он будет заниматься весь следующий год – усиленно учить «провальный» предмет, или работать. А может, стоит подумать и о среднем специальном образовании? Квалифицированные специалисты нужны практически везде. И потом, за год можно многое успеть – получить водительские права, или устроиться на интересную работу. Но, конечно, если ребёнок очень хотел поступить в престижный вуз, не стоит отговаривать его от мечты – просто объясните ему, что придётся немного подождать, а заодно и «подтянуть» свои знания. Даже в самой тупиковой и провальной ситуации есть свои плюсы. Нужно только их найти, и всё будет хорошо!
Автор Леонид ПОЧЕКИН