Шведские исследователи предложили метод снижения аэродинамического сопротивления
Фото: computedwingsail.com
Шведские ученые из Технологического университета Чалмерса разработали новый метод, позволяющий значительно снизить воздействие судоходства на климат. Для достижения международных климатических целей выбросы углекислого газа от судоходства должны быть сокращены более чем на 50% к 2050 году по сравнению с уровнем 2008 года. Исследователи нашли способ снизить аэродинамическое сопротивление судна на 7,5%, что повышает энергоэффективность и снижает расход топлива. Этот новый метод мог бы проложить путь для судов с ветряными двигателями, требующих более эффективной аэродинамической конструкции.
Эффект Коанды, устойчивого потока, является центральным в методе, который основан на тенденции жидкости течь вдоль изогнутой наружу поверхности (выпуклой), а не отталкиваться от нее. Одним из основных источников аэродинамического сопротивления в судоходстве является задняя часть судовой надстройки квадратной формы, которую исследователи спроектировали с выпуклыми краями и “реактивными щелями”. Эффект Коанды позволяет уравновесить давление воздуха на корпус судна, значительно снижая аэродинамическое сопротивление.
Метод исследователей может быть использован как на существующих, так и на вновь проектируемых кораблях, и описан в их исследовании, опубликованном в журнале Physics of Fluids.
– Продемонстрировав, что наш метод может снизить аэродинамическое сопротивление на 7,5%, мы надеемся, что судоходная отрасль одобрит это решение как часть необходимого перехода к снижению выбросов”, – поделился постдок-исследователь в области морских технологий на факультете механики и морских наук в Чалмерсе Кевей Сюй.
Новый метод не только сокращает выбросы, но и повышает безопасность посадки вертолетов на суда. Турбулентность обычно возникает, когда поток воздуха стекает с надстройки судна, дестабилизируя вертолет. Разработанный исследователями метод гасит турбулентность, снижая риск аварий для вертолетов.
Напомним, что Эффект Коанды назван в честь румынского изобретателя Анри Коанды, который впервые признал практическое применение этого явления в конструкции самолетов в 1910 году. Сегодня этот эффект используется в реактивных самолетах, кондиционерах и средствах для укладки волос.