Астраханский ТЮЗ, номинированный на премию «На благо мира» со спектаклем «Мышонок-сыщик», отметил свой 90-летний юбилей. Это один из старейших театров в регионе.
Почти полвека театром руководил народный артист России Юрий Кочетков, сейчас он президент ТЮЗа. Последние пять лет художественным руководителем театра является заслуженный артист России Сергей Тараскин. В настоящее время в труппе служат 30 артистов, из них два народных артиста и два заслуженных. За эти годы на сцене ТЮЗа была сыграна не одна сотня спектаклей. Главное, то, что театр делает ставку на классику, современную драматургию, высокохудожественную литературу.
В день юбилейных торжеств в ТЮЗе открылся музей. Музейным пространством стало фойе второго этажа театра. В нем представлены многочисленные фотографии и документы, предметы бутафории, сценические костюмы, фрагменты спектаклей, афиши, программы, награды и многие другие экспонаты, собранные за 90 лет работы театра.
Мало кто знает, что первый детский театр в России возник не в Петрограде, как принято считать. Самый первый открылся в Саратове, в октябре 1918 года и назывался в духе времени: «Бесплатный для детей пролетариата и крестьян советский драматический школьный театр имени вождя рабоче-крестьянской революции Владимира Ильича Ленина».
Потом детские театры стали возникать во всех крупных городах, но в Астрахани, это получилось… с некоторым опозданием. Только зимой 1933 года группа молодых актеров-энтузиастов во главе с Николаем Гоголкиным договорились до того, что недурно бы ТЮЗ организовать.
И 11 марта 1933 года сыграли первый спектакль. Назывался он «Путь далекий» – жутко идеологизированная пьеса. Зато название оказалось пророческим. Потому как, очень скоро новый театр заметили, что в тех условиях было непросто. Конкурентов много. В Астрахани, где проживало около 150 тысяч человек, работало 15 театров. Но ТЮЗ мощно заявил о себе, включив в репертуар классику – спектакли «Недоросль», «Ревизор», и даже замахнувшись на первые сказки для малышей. Помещения постоянного не было. Театр арендовал сцену в клубе Совторговли. Это было маленькое одноэтажное здание по улице Белгородской (ныне улица Ленина). Зарплат не было тоже, о бутафории и говорить не приходится, но… играли молодые комсомольцы с таким удовольствием, что в сентябре того же года руководство горкома постановило – быть ТЮЗу! Театр был передан в ведение окружного отдела народного образования. И даже помещение ему выделили на улице Чалабяна.
К 40-м годам ТЮЗ уже «раскрутился» настолько, что брал награды на Поволжских смотрах-конкурсах. Но пришла война – суровое время испытаний. В Сталинграде (а Астрахань в ту пору входила в Нижне-Волжский край) принимают решение о закрытии многих театров – не хватает финансирования, все средства уходят на фронт. И тогда астраханские «тюзовцы» идут в горком и объявляют, что будут работать на условиях самоокупаемости. Ездят по воинским частям, госпиталям, колхозным станам и рыбацким тоням. Театр продолжает работу!
А уже после войны обретает второе дыхание. ТЮЗ переезжает в помещение кинотеатра «Вулкан» на улице Бурова, и становится одной из главных культурных площадок города. 50-е годы ознаменованы постановками сказок для малышей, классических пьес и спектаклей патриотического содержания для молодежи. «Морской охотник» А. Чаковского, «Слава» В. Гусева, «Сын полка» В. Катаева, «Молодая гвардия» А. Фадеева, «РВС» А. Гайдара прекрасно сочетаются с «Аленьким цветочком» С. Аксакова и сказками Е. Шварца. И даже к 400-летию Астрахани ставят спектакль о разинском восстании «Ты взойди, солнце красное!» – первая типично «астраханская» постановка. В ней, кстати, дебютирует будущий режиссер и художественный руководитель ТЮЗа Юрий Кочетков.
А вот 60-80 годы для Астраханского ТЮЗа – период сплошного геройства и романтики. Потому как ТЮЗы всей страны в то время и работают в героико-романтическом направлении. И здесь главная функция – воспитательная. Молодежь воспитывают на примерах Мальчиша-Кибальчиша, шолоховского Нахаленка, юных коммунаров и высокоморальных комсомольцев. В 1968 году ТЮЗу присваивается высокое звание 50-летия ВЛКСМ. А в 1969 году из старого, полуразваленного «Вулкана» он въезжает в новое современное здание. Практически на том же месте.
Худрук Кочетков со своей командой в те годы выпускает смелые постановки. «Тиль» по пьесе Г. Горина и «Человек из Ламанчи» по М. Сервантесу – это довольно задиристо для провинциальной советской сцены.
С приходом нового времени — начало 90-х, жизнь в ТЮЗе меняется и преобразуется. Идеологии теперь нет, но… зато нужно зарабатывать самим, рынок все-таки. И в астраханском детском театре первыми в стране (!) выпускают «Интердевочку» В. Кунина и «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина» В. Войновича. Успех оглушительный, даже на гастролях!
В это время в театре уже освоены новые форматы работы с молодежью – на сцене проходят рок-концерты, конкурсы красоты, молодежное шоу «Место встречи». Но сказки, новогодние елки, детские праздники, постановки произведений в рамках школьной программы – все эти тюзовские козыри продолжают оставаться таковыми.
К 450-летнему юбилею Астрахани, в 2008 году ТЮЗ капитально перестраивают. Появляется новое административное здание, второй («Синий») зал, мозаичные стены фойе покрываются барельефами. А главное – у дверей устанавливают скульптурную композицию Иванушки и Конька-Горбунка – героев спектакля, который стал для ТЮЗа визитной карточкой и представляется на сцене более 40 лет.
И немного о знаменитых актёрах, которые начинали свой путь на сцене Астраханского ТЮЗа.
Виктор Чекмарев впервые появился на астраханских подмостках ТЮЗа, а впоследствии играл самых отрицательных персонажей в кинематографе довоенных и послевоенных лет.
В театре начинал свою работу будущий народный артист Владимир Козел, которого телезрители знают по кабачку «13 стульев».
Первые шаги в театре сделал и народный артист России Борис Невзоров.
Дети актеров – особая статья. Буквально с пеленок в театре находились за кулисами театра ныне знаменитые киноактёры Ольга Павловец, Анастасия Заворотнюк и Дмитрий Дюжев.
Астраханский ТЮЗ принимает поздравления с юбилеем!