Во МХАТ им. М. Горького прошло заседание группы общественного контроля Общественного совета при Министерстве культуры РФ. Поводом послужило обращение в Общественный совет врио директора театра Олега Михайлова. Тема заседания: «Нужен ли такой театр как МХАТ им. М. Горького российскому обществу? О соответствии репертуарной политики театра национальным целям развития». Премия «На Благо Мира» подготовила репортаж об этом.
После многочисленных жалоб на театр в Министерство культуры РФ группа общественного совета решила вынести свой вердикт по творческой и административно-хозяйственной работе театра. На мероприятии присутствовали члены Общественного Совета, пресса, а также приглашенные эксперты, представители Министерства культуры РФ, члены «Клуба друзей МХАТ»: Святослав Рыбас, Виктор Фёдоров, Александр Агеев, Александр Швейдель, Алёна Сычёва, Владимир Прусаков, Алексей Рудневский, Дмитрий Роде, Анна Усачёва.
«Есть чувство правды в сердце человека». Именно поэтому мы сегодня здесь собрались», — сказал перед началом мероприятия председатель Общественного Совета Министерства культуры РФ Михаил Лермонтов.
В ходе встречи были заслушаны выступления врио директора МХАТ им. М. Горького Олега Михайлова, художественного руководителя театра Эдуарда Боякова, заместителя художественного руководителя Захара Прилепина, народного артиста РФ Валентина Клементьева и др.
Художественный руководитель МХАТ им. М. Горького Эдуард Бояков:
Мы, как и было задумано нашими отцам-основателями Станиславским и Немировичем-Данченко, театр сложнейшего разнопланового репертуара. Вот почему у нас в репертуаре с первого сезона и по сегодняшний день — и суперсовременная радикальная драматургия, и русская классика, и культурный код, и музыкальные спектакли, и зарубежная классика, и спектакли для детей. Но при этом мы занимаемся нашей историей, историей Художественного театра — мы за неё отвечаем, мы её реализуем, мы ей следуем. И мы готовы наши позиции защищать. Именно поэтому в следующем сезоне у нас будет не менее насыщенный график — мы должны обновить репертуар, сохраняя при этом важнейшие постановки.
В минувшем 123-м театральном сезоне театр выпустил 15 премьерных спектаклей. Все они прошли при аншлагах и были очень тепло восприняты зрителем. На сегодняшний день в репертуаре театра 39 спектаклей. Во всех своих постановках театр транслирует базовые идеи общества — традиционализм, уважение к истории, любовь к русскому языку, нравственные ценности, а также культурные и национальные традиции.
Заместитель художественного руководителя МХАТ им. М. Горького Захар Прилепин:
В Советском Союзе журналисты, чиновники и зрители, которые критиковали спектакли, приходили в театр: они сначала отсматривали постановки и только потом говорили своё мнение. Сегодняшняя ситуация кардинальным образом отличается от прежней: нас критикуют те, кто не пришёл ни на один наш спектакль. При этом ни один театр не достиг таких очевидных успехов, как МХАТ, в том числе и коммерческих. И ни один театр не находится под таким жесточайшим давлением, как МХАТ. Но мы сегодняшним критикам не отвечаем на их языке. Мы просто работаем.
Врио директора МХАТ им. М. Горького Олег Михайлов:
В 2018 году, с приходом Эдуарда Боякова в МХАТ, началась не только работа с репертуаром и труппой, но и с административно-хозяйственными вопросами, которые обеспечивают здоровую работу театра. Эта модернизация была необходима, чтобы в том числе привлечь зрителя в театр, который должен быть современным, удобным, комфортным. Я хочу показать нашу работу в цифрах.
— Заполняемость зала в % (с учетом ограничений Роспотребнадзора — 25 и 50 процентов зрителей в зале):
период |
2018 год |
2021 год |
динамика |
март |
48 |
95 |
+46 |
апрель |
46 |
92 |
+46 |
май |
30 |
84 |
+53 |
июнь |
32 |
87 |
+54 |
— Привлеченные средства (пожертвования меценатов на новые постановки):
2018г — 0 руб.
2019-2021 — 128 млн руб.
— Выручка от реализации билетов (в тыс. руб.)
период |
2018 год |
2021 год |
динамика |
апрель |
14 879 |
25 245 |
+10 365 |
июнь |
8 722 |
21 999 |
+13 277 |
— В период 2019–2021 был проведен большой комплекс работ по модернизации здания театра. Самые крупные среди них:
- установка названия «МХАТ им. М. Горького» на фасаде;
- замена старых кресел на новые и комфортабельные, замена напольного покрытия в Большом зале;
- полное озеленение, создание новой системы освещения в зрительских фойе, ремонт общественных пространств театра;
- создание магазинов «МХАТ.Книги» и «МХАТ.Место», обустройство зрительских буфетов, открытого балкона и тд.;
- установка системы wifi в зрительских пространствах;
- создание современного медиа-фасада;
- ремонт более 20 помещений в административной части театра;
- создание современной информационной сети в театре (Интернет, система хранения данных), комплектация парка компьютерного оборудования (более 100 единиц);
- создание волоконно-оптической локальной сети Большой сцены (используется для работ светового, звукового и видеопроекционного оборудования).
Генеральный директор Института экономических стратегий и Международного научно-исследовательского института проблем управления, доктор экономических наук, профессор МГИМО Александр Агеев:
Доклад о финансовых результатах был новым и важным, спасибо за такую открытость. Разговор о художественной политике был абсолютно исповедален. Я вдруг сейчас понял, что мы находимся внутри какого-то рождающегося действия. Мы сидим, обсуждаем спектакли, хайп, ажиотаж. Время сейчас такое интересное — можно одним фейком можно разгромить репутации, ввергнуть всех в неблагородные дискуссии, начать фейковый ажиотаж. МХАТ — это великая история. Театр фактически новой актёрской антропологии. Это не просто команда, а стиль жизни, эмоций, эстетики. Вы формируете ещё и антропологию зрителя. Нового зрителя. МХАТ — театр абсолютно творческий. А творчество — это свобода. Творчество — это жизнь. Я посмотрел очень много постановок во МХАТ. И каждый раз я ухожу с чувством удивления. МХАТ — театр преображающий и возвышающий. И он несёт ответственность не только за прошлое, но и за будущее.
Писатель, общественный деятель, член «Клуба друзей МХАТ», Святослав Рыбас:
Наш разговор я считаю критически важным в определении будущего культуры. Лично я поддерживаю линию МХАТ на новые действия. На все действия, которые он ведёт. Логично, что любое действие вызывает противодействие. И государству нельзя отворачиваться от этого, иначе государство проиграет. Вот почему мы сегодня пришли в МХАТ.
Киновед, продюсер анимационного кино, программный директор российских и международных кинофестивалей, общественный деятель, член Общественного Совета при Министерстве культуры РФ Алёна Сычёва:
То, что художественный руководитель МХАТ им. М. Горького Эдуард Бояков при составлении репертуара руководствуется понятием разноплановости — очевидно. И разноплановость эта касается не только спектаклей, но и всех мероприятий, которые проходят в МХАТ. Я посмотрела много спектаклей в этом сезоне и могу сказать одно: очень важно то, что МХАТ обновляет репертуар, сохраняя при этом лучшие спектакли. Меня радует, что здесь кипит жизнь и процессы идут.
Заместитель председателя Общественного Совета при Министерстве культуры РФ Александр Швейдель:
Для меня ответ на поставленный вопрос – нужен ли этот театр обществу? – однозначен. Конечно, нужен. Театр кардинально преобразился. Я был здесь и раньше, лет 10 назад. А в этом году посмотрел практически все постановки. Все они несут доброе, светлое и прекрасное. На эти спектакли хочется приходить еще и еще. Я вижу, что зритель вновь для себя открывает МХАТ им. М. Горького. И я двумя руками голосую за этот новый, обновленный, театр и полностью поддерживаю его репертуарную политику.
Валентин Клементьев, народный артист России, режиссёр
Я пришёл во МХАТ имени Горького, когда в общей театральной повестке он стоял особняком, единственный отчетливо формулировал традиционные и консервативные ценности. Это нас подпитывало и, безусловно, это важнейшая миссия, которую в те годы театр взял на себя.
Мы — МХАТ им. Горького. И этот МХАТ мы не отдадим.
По окончании заседания подвели предварительные итоги: МХАТ позиционирует себя как русский театр, который несёт ответственность за состояние русской культуры, русского языка, русской литературы, русской драматургии. Именно потребность защитить свои ценности, вспомнить о своих корнях, узнать о своём прошлом, чтобы вступить в будущее, приводит зрителя в МХАТ. Во всех своих постановках театр транслирует базовые идеи общества — традиционализм, уважение к истории, любовь к русскому языку, нравственные ценности, а также культурные и национальные традиции.
Свою письменную резолюцию группа общественного контроля Общественного совета при Министерстве культуры РФ предоставит в Министерство культуры РФ.