Первая с 2013 года полноценная, а не «на ногах», встреча президента России Владимира Путина с его американским коллегой Бараком Обамой продолжалась почти два часа, хотя по плану на нее отводилось менее часа. По словам Путина встреча была конструктивной, деловой и откровенной. Американский президент не стал комментировать ее итоги журналистам и быстро ушел, на вопросы прессы отвечал один Путин.
«Отношения между Россией и США, к сожалению находятся на достаточно низком уровне, но это не наша инициатива», — сказал Путин. При этом он отметил, что это плохо для двусторонних и международных отношений. Россия, по словам президента, готова к развитию отношений и их восстановлению, однако текущее положение стало результатом позиции США. Политику санкций Путин назвал неэффективной.
Президенты обсуждали проблемы Сирии, затрагивалась тема Украины, Путин рассказал, что расширение участия США в украинском урегулировании не планируется, так как Вашингтон и так «достаточно активно в этом участвует». США, в известной степени, стоят за спиной киевских властей, но у Москвы с Вашингтоном по украинскому вопросу тоже налажен «хороший, деловой контакт», заверил президент. На просьбу журналистов прокомментировать выход Петра Порошенко из зала во время выступления Путина, президент рассказал, что не заметил этого демарша: присутствие всех ему было не очень важно, а сам он старается не переходить в политике на личности.
Большая часть вопросов журналистов касалась российской стратегии по сирийскому вопросу. Россия рассматривает различные варианты участия, сказал сначала Путин. Однако военная операция возможна только по решению Совбеза ООН или по запросу сирийских властей. При этом наземная операция полностью исключена. «Ни о как наземных операциях, участии российских подразделений в наземной операции речь не идет и идти не может», — сказал Путин.
В ходе встречи Путин и Обама достигли понимания, что по Сирии «надо усилить нашу работу хотя бы на двусторонней основе по созданию необходимых механизмов координации», сообщил об итоге почти двухчасовых переговоров Путин. Он отметил, что «на удивление» у двух президентов нашлось много совпадающих позиций. Накануне встречи собеседник в российской делегации рассказал РБК о сомнениях, что встреча президентов приведет к немедленному прорыву в отношениях и указывал на то, что наиболее реалистичным ее исходом было бы достижение договоренности по координации, чтобы избежать возможных военных инцидентов.
Прокомментировал российский президент и резкие высказывания как Обамы, так и президента Франции Франсуа Олланда по поводу Башара Асада. Первый назвал президента Сирии титаном, а второй — палачом. Путин сказал, что судьбу Сирии должен решать ее народ, а Асад готов к политическим переговорам. «Россия будет настаивать на проведении политических преобразований», — пообещал Путин.
Встречу Путина и Обамы напряженно ожидали не только журналисты, но и мировые лидеры. Большие надежды на их разговор возлагал генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун. «Конечно, если России и США удастся договориться, то тогда это будет означать серьезный прорыв», — выразил уверенность генсек на встрече с Путиным.
Он призвал Путина действовать с Обамой сообща, как это было в случае с иранской ядерной программой, который показал, что «нет ничего, что вам не удалось бы сделать вместе». Путин надеялся, что ему удастся найти точки соприкосновения с США в борьбе с террором, и не только с ними, но и — с арабскими странами, с Турцией. Журналистам он назвал Турцию, Иорданию и другие страны регионами потенциальными участниками антитеррорстической коалиции.
Барак Обама на момент подготовки этого материала не прокомментировал итоги переговоров. Однако источник в Белом доме рассказал Reuters, что президенты не смогли договориться о будущем Башара Асада. Обама, по утверждению агентства, сообщил Путину, что не видит возможности для стабилизации в стране, пока Асад остается у власти.