Сферическая акустическая система от Андрея Горошко

Поводом для изготовления сферической акустической системы послужила статья М. Забавы (Радио №12, 1969 г.). Работая в сфере дополнительного образования, с ребятами делал такие АС небольшого размера, предназначенные для установки на полку или стол возле ПК. Услышав звучание именно в таком оформлении, решил изготовить для себя, с установкой на пол, соответственно, размером побольше.
Первоначально купил гимнастический шар без рельефа диаметром 75 см (хотя сначала нужно обзавестись низкочастотным динамиком или мощным высококачественным широкополосным). Затем перепробовал много вариантов обклеивания в процессе на этой сфере. В итоге пришёл к единому варианту.
Изготовление состава для папье-маше
1. Приготовить ячейки из-под куриных яиц в большом количестве (примерно 15 штук на 1 слой 1 квадратного метра толщиной до 1 см). Марлю размером 1 метр квадратный. Таз – любой. Ведро на 10 литров. Клей ПВА в большой банке или любой другой, который можно было бы смешать с водой.
2. Мелко нарвать, нарезать в сухом виде либо предварительно смочить в тёплой воде и размять руками ячейки. Твёрдые, неразмокающие куски лучше убрать.
3. Приготовить железное ведро 10 л или большую ёмкость (всё зависит от размеров того предмета, который будем обклеивать). Залить водой примерно до половины или чуть побольше. Поставить на газовую плиту и довести до кипения.
4. Понемногу бросаем в кипящую воду то, что нарезали, и перемешиваем. Если в железном ведре уже приготовили массу, размяли, то просто ставим на плиту.
5. Варим на медленном огне примерно 10-15 минут, желательно перемешивая большой ложкой или половником.
6. Теперь нужно, чтобы полученная масса стала однородной. Для этого берём миксер и с его помощью перемешиваем сваренное до состояния густой овсяной каши. До этого можно немного слить воду. Работать надо очень аккуратно, т. к. имеем дело с кипятком.
7. Теперь готовим место, где полученная масса будет отекать. Надо отде-лить полученную субстанцию от воды. Ставим таз. На него кладём марлю так, чтобы края полностью выходили за его пределы, и вываливаем содержимое из ведра. Сворачиваем крест-накрест углы марли и подвешиваем. Вода должна отечь. Можно пропустить этот вариант, если получилась достаточно густая масса при варке, и она не будет очень жидкой после добавления клея.
8. Выкладываем полученную массу из марли обратно в ведро и заливаем клеем ПВА (другим клеем) в соотношении 1:3 – 1 часть клея к 3 частям сваренной массы.
9. Перемешиваем всё тщательно ложкой, а затем миксером. Состав готов к использованию.
10. Лучше применять производственные клеи. Они и быстрее высыхают, и поверхность становится намного крепче, чем при применении сваренного клейстера из муки.
11. Прокладывать следующим слоем нужно только после полного высыхания предыдущего.
Итак, накачиваем гимнастический шар, оставляем небольшой участок, через который потом можно было его извлечь. Начинаем обклеивать. У меня ушло несколько месяцев на изготовление. Лучше этим заниматься в тёплом помещении или же дождаться лета и в жаркие солнечные дни клеить на улице. Тогда процесс ускорится. Слой должен быть не менее 1 см.
Закончив, берём низкочастотный, высокочастотный или широкополосный динамик головки и делаем шаблоны с них для изготовления основы для крепления. Проверяем, чтобы динамик свободно входил и примыкал к динамику. Затем берём многослойную фанеру, обводим по шаблону, выпиливаем, зачищаем наждачной бумагой, подгоняем под динамик. Теперь нужно приложить фанерные вставки к шару, обвести тонким маркером и вырезать по внутреннему контуру и срезать по горизонтали, чтобы фанера пластом прилегала к отмеченному месту. После нужно прикрепить к шару. Делаем это так. Сначала отмечаем места, где будут отверстия для крепления динамика, и вне этих точек намечаем вспомогательные под крепление основания к шару. Подбираем или заранее покупаем определённое количество винтов (плоская шляпка) с шайбами и граверами. Сверлим вспомогательные отверстия сначала в фанерных вставках, затем отметив на шаре и в нём. Берём герметик, выдавливаем ровным слоем по форме основания по краям. Прикладываем основание из фанеры и стягиваем винтами.
Изначально АС была закрытого типа, но по расчёту в программе WinISD под НЧ динамик LA-S412, предпочтительнее был фазоинвертор. И действительно, разница была ощутимая. Объём моего шарика 220 литров!!! Широкополосных качественных не нашёл у нас в продаже, поэтому решил сделать двухполосную систему. Высокочастотный динамик на 150 Ватт с «откушенным» рассекателем (прочитал, что он ухудшает качество воспроизведения), но если дома маленькие дети, то лучше этого не делать или искать мелкоячеистую сетку, тоже касается и НЧ динамика. НЧ 400 Ватт.
Фильтр LC. Здесь ничего не рассчитывал. Подбирал на слух. НЧ – кон-денсатор постоянный 70 мкф (несколько штук параллельно) + индуктивность на 3 Гн, ВЧ – конденсатор 50 мкф (несколько штук параллельно). Подключение динамиком параллельное НЧ 4 Ома, ВЧ 8 Ом. Подводимая максимальная мощность (если верить характеристикам производителей динамиков) – 550 Ватт.
Подставка сделана из пластмассового ведра на 20 литров, обрезанного. Покрашена жёлтой плакатной гуашевой краской, смешанной с клеем ПВА. В дальнейшем планирую расписать и покрыть лаком. Поверхность можно зашлифовать и до более гладкого состояния.
Звучание радует!)))
P.S. Внутреннюю поверхность перед началом изготовления можно по-крыть звукопоглощающим материалом, сделав развёртку. При маленьких размерах системы можно и в конце изготовления обклеить. У меня отсутствует.
Андрей Горошко
Андрей Горошко
Поделиться:

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

Отправить

Похожие записи