Спланировать омоложение города

№34

Мастер-планы как принципиально новый документ городского развития активно разрабатываются в России с конца 2000-х. Сегодня это преимущественно бизнес-проект, с помощью которого город стремится привлечь трудовые ресурсы, и особенно молодых.

Спланировать омоложение города Амфитеатр на Хохловской площади в Москве

Алексей Муратов, партнер КБ «Стрелка» (консалтинг для развития и роста городов):

— Мастер-план — документ стратегического планирования, который прежде всего должен задать предпосылки поступательного развития города. Понятно, что такое развитие проблематично без роста города и активного участия молодежи. Так мы оказываемся перед задачей удовлетворить ее запросы как самого ценного человеческого ресурса города.

Статья по теме: Спросите горожан: тротуар или линейный парк?»

Если говорить о городе, притягательном для молодежи, то это город по преимуществу большой, с разнообразной экономикой, это город, который дает максимальные возможности для личностного роста и заработка, а также для поиска партнеров. У молодежи выше запрос на свободу, а большой город в этом смысле дает как минимум возможность затеряться и реализовывать спокойно свои фантазии и желания.

Парадокс, но человеческий капитал — и молодежь как самая ценная его часть — течет не туда, где он в дефиците, а туда, где его и так в избытке, то есть в Москву и Санкт-Петербург. Люди, обладающие востребованными навыками, стремятся быть там же, где есть и другие люди со сходными навыками, там, где они могут получить хорошую зарплату и наиболее комфортные условия для жизни.

Но давайте посмотрим на городскую среду: какие места востребованы у молодых? КБ «Стрелка» при разработке мастер-планов, а также программы «Пять шагов для городов» совместно с коллегами из ВЭБ.РФ накопила большой опыт, определяя, что нужно молодежным аудиториям.

Таких аудиторий как минимум три: подростки, студенты и работающая молодежь, молодые семьи. В отношении городских пространства многие их запросы сходятся.

Первое — это желание ярких визуальных впечатлений. С одной стороны, сказывается влияние соцсетей, где востребованы яркие фото, с другой — монотонность окружающей застройки. Чтобы исправить ситуацию, подойдут и необычная рекламная вывеска, и какие-нибудь украшения, развешанные над входом в кафе. Как писал немецкий философ Петер Слотердайк, важно быть не красивым, а интересным.

Второй запрос — поколенческий: зумеры много времени проводят дома. Соответственно возрастают требования и к жилищу, и к ближнему окружению. Речь идет уже не о десяти-пятнадцатиминутном, а об одноминутном городе, который начинается прямо за порогом квартиры: этаж, подъезд, придомовая территория. Особую ценность приобретает своя комната: это отдельный мир.

Причины, почему зумеры сидят дома, понятны. Это и все возрастающая тревога родителей за безопасность детей. И стремительное развитие средств дистанционного общения, которыми молодые пользуются очень охотно. Плюс не надо забывать, что они сегодня много учатся. Но, сидя дома, молодые люди становятся все более асоциальными, и у них становится еще меньше желания выходить на улицу.

Но если выходить, то куда? Тут проявляется третий запрос — апроприация определенных мест в городе как «своих». Это не какие-то закрытые клубы, а именно общественные пространства, например экстрим-площадки. Михаил Алексеевский, руководитель Центра антропологии КБ «Стрелка», считает, что это вообще идеальные «свои места» для молодежи. Там они могут отдохнуть, разрядиться. Входной билет недорогой — нет никакой специальной иерархии, кроме, допустим, умений кататься на скейте. Актеры и зрители легко меняются местами, что делает более неформальным все представление. Ну и поскольку это все-таки экстрим-зоны, они всегда достаточно обособленны.

Такая обособленность важна и для молодежи, и для всех остальных, потому что четко локализованный молодежный город конфликтен по отношению к городу повседневному. Самый характерный пример — амфитеатр на Хохловке, так называемая «Яма».

КБ «Стрелка» разработало проект совместно с нашей французской коллегой архитектором Ирэн Джао-Ракитин. Это была такая молодежная утопия, Аркадия, своего рода социологический заповедник. Но потом его под разными предлогами пытались закрыть и в конце концов закрыли. С одной стороны, это говорит о том, что у нас очень мало мест для молодежи, и ее концентрация в «Яме» получилась несколько чрезмерной. Но, с другой стороны, мы убедились, что молодежный город конфликтен с городом повседневным — как минимум в пределах центра Москвы.

Если говорить о мастер-планах КБ «Стрелка», которые сегодня находятся в реализации, то здесь наиболее яркий пример — Байкальск, который позиционируется как молодежный экогород. Но есть и отдельные интересные проекты, например комплексное развитие территории БЦБК — бывшего Байкальского целлюлозно-бумажного комбината. Он разработан КБ «Стрелка» совместно с «Байкал.Центром», дочерним обществом ВЭБ.РФ.

Григорий Соломин, управляющий партнер и директор проектно-консалтинговой компании «Новая земля»:

— В советские годы пространственное развитие города и его экономика рассматривались по отдельности. Мастер-план ставит своей задачей синхронизировать эти процессы.

Важное отличие мастер-плана от прежних документов городского планирования в том, что он визуализирует образ будущего. В генплане может быть написано, что плотность застройки составит 30 тысяч квадратных метров на гектар. Но горожане не могут себе этого представить и понять, хорошо это или плохо. Сегодня города конкурируют за людей. Победа в этой борьбе определяется возможностью увидеть будущее в городе.

С 2010 года в России разработано множество мастер-планов, и, как правило, они остаются на бумаге. Но у «Новой земли» есть такой, который уже несколько лет динамично реализуется, — это мастер-план Дербента, разработанный по инициативе администрации города фондом Сулеймана Керимова «Я люблю Дербент» при поддержке фонда «Дом.РФ».

Реализация началась в 2019 году, а в 2023-м мы замерили значения основных целевых параметров мастер-плана, которые закладывали на этапе разработки. Приведу цифры по итогам 2022 года. Ежегодный ввод жилья увеличился с 33 квадратных метров на тысячу человек до 119 — это 360 процентов роста. В Дербенте был очень низкий показатель обеспеченности жильем на человека.

Общий показатель индекса качества городской среды поднялся с 158 до 202 баллов. Это не просто благоприятная среда, которая начинается со 180 баллов. Это самый высокий показатель для городов Дагестана, включая столичную Махачкалу: у нее 193 балла.

По результатам реализации мастер-плана Дербента его миграционное сальдо стало положительным — 317 человек уже в 2022 году. А ежегодный миграционный отток, достигавший 700 человек и более, прекратился. Это ключевой целевой показатель нашей стратегии для Дербента.

Турпоток увеличился в четыре раза. Ожидается, что к 2025 году он вырастет в пять раз. Значит, будут созданы новые рабочие места в сфере туризма, запрос на которые как раз особенно велик у молодежи. Это высокооплачиваемые рабочие места, возможность стать предпринимателем, попробовать себя в собственном деле.

Успешная реализация мастер-плана обеспечивает преемственность долгосрочных планов развития для власти, для сменяющихся со временем мэров городов. Сложно отказаться от успешного плана развития, муниципальной программы, одобренной федеральным и региональным правительством, бизнесом и горожанами.

При этом мастер-план должен остаться гибким документом, а не шаблоном, зарегулированным законодательством. Развитие города — это как бизнес-проект. Если что-то не получается, необходимо найти проблему и устранить ее. Должна остаться возможность перераспределить задачи, откорректировать приоритетные проекты мастер-плана, исходя из реальной ситуации.

Нельзя запланировать решение сегодня и утверждать, что через двадцать лет оно будет так же актуально, как сейчас. Однако важно сохранять принципы развития, основанные на локальных ценностях. Именно в этом я вижу основную роль мастер-плана и залог успешного долгосрочного развития.

Принципы стратегии должны опираться на географический, социально-экономический и культурный контексты. Во всех проектах мы формируем ограничения, связанные с сохранением невосполнимых ресурсов территории — природно-экологического каркаса, историко-культурного наследия. Они тесно связаны с местной идентичностью, формируют общие ценности горожан. Например, в ходе реализации одного из проектов благоустройства нужно было снести самострой на улицах Дербента. Люди соглашались на снос — но при условии, что и сосед тоже согласится. Дербентцы любят свой город, понимают ценность его облика, и задача сохранения культурного наследия выше их личных интересов.

Благоустройство улиц Дербента в рамках реализации мастер-плана  Благоустройство улиц Дербента в рамках реализации мастер-плана

Дербент должен стать компактным городом, развиваться активно там, где уже есть инфраструктура, сейчас здесь нет активного строительства в полях, реализуются проекты с развитием неэффективных территорий внутри застроенного города.

Главному архитектору Исе Магомедову удалость реализовать принцип компактного развития. Доступность парков, набережных и скверов для всех жителей — очевидное преимущество города.

Мастер-план указывает на необходимость фиксации существующих границ городских застроенных территорий. Вместо строительства на периферии мы предложили концепцию «Зеленые стены Дербента»: они как бы защищают город сегодня, как в прошлом его защищали крепостные стены. Но не от внешних врагов, а от расползания застройки: на незастроенных участках на периферии будут созданы парки, высажены леса, размещены сельхозугодья. Это уже зафиксировано в генплане города.

Для успешной реализации мастер-планов в городах должно совпасть несколько факторов: сильная команда городских управленцев, ресурсы на реализацию, одобрение программы развития федеральной и региональной власти.

Важный принцип работы нашей команды — погружение в локальный контекст и ориентация на продукт. Мы выстраиваем работу так, что начинаем взаимодействовать с местным сообществами и властью-заказчиком как единая команда. Если мастер-план города поддерживается горожанами и они вовлечены в его реализацию, то тогда этот документ становится инструментов создания благополучного будущего для горожан.

Ксения Титова, руководитель проектного офиса ООО «ПроГород»:

— В «ПроГороде» мы занимаемся стратегиями туристического развития целых макрорегионов и позиционируем наши разработки как первый опыт отраслевого мастер-планирования. «Отраслевой» означает, что документ может быть приспособлен под любую из отраслей городской экономики, а не только под туризм. Но пока что речь идет только об этой сфере.

Наша задача — сформировать портрет туриста на основании так называемых целевых балансов: преимущественные средства передвижения (на чем едут), дальность (откуда едут), средняя продолжительность поездки, состав группы, предпочтительный вид туризма, категория средств размещения, средний чек в день. Далее исследуются основные точки входа турпотока и его распределения по региону.

После того как сформирован потрет туриста, делается прогноз изменения целевых балансов. На его основе определяются ключевые направления развития туризма, и под них разрабатывается дорожная карта проектов и мероприятий.

Сегодня ни у кого не вызывает сомнений, что туризм — важный драйвер трансформации городов. Но путешествует в России меньше половины платежеспособного населения. Средний бюджет в год на одного человека на все туристические поездки, а их обычно не более двух, — всего 25 тысяч рублей. Бюджет 100 тысяч плюс могут себе позволить около 10 процентов путешественников. Доля молодых, в возрасте от 16 до 24 лет, составляет 15 процентов от турпотока. Студенты — девять процентов. Основная группа путешественников — 31‒49 лет. Они составляют почти 50 процентов потока.

В России развивается в основном бюджетный туризм. Из одного миллиона гостиничных номеров 64 процента приходится на средства размещения до двух звезд, 21 процент — номера в отелях категории три звезды, четыре-пять звезд — всего 15 процентов.

В прошлом году мы работали с проектом Большого Золотого кольца. До сих пор, как и в советские времена, тут преобладает экскурсионный культурно-познавательный туризм. Для молодых это сегодня не очень интересно, как и вообще организованные туры: 56 процентов путешественников планируют поездку самостоятельно.

Не слишком привлекательна для них и городская среда. В пилотных проектах 2022 года мы разработали архитектурные коды, связанные с туристической навигацией и обустройством городской среды. Это важно: город, понятный туристу, будет удобен и для ориентирования местных жителей. К тому же речь идет не только об указателях или стендах. Это могут быть и малые архитектурные формы, и туристские информационные центры — ТИЦы. Мы предлагаем превратить их в полноценные общественное пространство, с кафе, шерингом велосипедов или самокатов, библиотекой, коворкингом и, конечно, продажей сувениров.

Не хотелось бы додумывать за молодых, что им интересно. Да, экстрим-парки — это круто. Но есть молодежь, которой интересна история, этника или, допустим, «хрущи», совмод или капром, то есть объекты советского модернизма и капиталистического романтизма. Интересна не специально благоустроенная, а немытая среда.

В мастер-планах Большого Золотого кольца есть проект редевелопмента бывшего мукомольного завода в Кинешме. Стоят заброшенные силосные башни у самой Волги. Интересно все это в основном сталкерам и руферам. Конечно, если башни реконструировать под гостиницу с видовым рестораном на крыше, понадобятся серьезные вложения. Но можно просто сделать граффити — мы предложили Степана Разина, который бросает в «набежавшую волну» свою персиянку: добавить освещения, устроить, поп-ап-кофейню — и все, появляется то самое «третье место». Если продолжать разговор об Ивановской области, то скоро в Палехе — городе иконописи и лаковой миниатюры — пройдет первая биеннале современного искусства. Чем не омоложение места? А между тем никаких экстремальных видов спорта или рейв-вечеринок.

Воплощение сильной идеи

Рассказывает Ирина Горобец, пресс-секретарь «Байкал.Центра»:

— Летом 2022 года «Байкал.Центр» совместно с правительством региона и Росмолодежью приступили к созданию на территории БЦБК Всероссийского молодежного экологического кампуса «Эко.Цех». Идея его создания стала финалистом конкурса «Сильные идеи для нового времени — 2022» и была поддержана президентом Владимиром Путиным.

Концепция кампуса предусматривает создание молодежного лагеря с экологической образовательной программой, ресурсного центра волонтерства, федерального центра тропостроения, исследовательского центра озера Байкал, а также школ экологического и социального предпринимательства. Масштабная событийная программа включает молодежные, образовательные, экологические, общественные и культурные мероприятия. В декабре 2022 года в кампусе проводилось крупное мероприятие проекта «Экософия» президентской платформы «Россия — страна возможностей», в апреле 2023-го — стартап-тур бизнес-школы «Сколково».

Кампус «Эко.Цех» встанет в один ряд с крупнейшими федеральными площадками общенационального уровня, такими как «Таврида», «Сенеж», но с акцентом именно на экологическую и молодежную тематику.

Форумная площадь…  Форумная площадь...

… и жилье для участников форума  ... и жилье для участников форума



Источник

Поделиться:

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

Отправить

Похожие записи