Кроме того, усиливающаяся турбулентность приведет к более быстрому сокращению эксплуатационного ресурса самолетов
photosight.ru
По мнению ученых из британского Университета Рединга, атмосферная турбулентность будет только усиливаться с глобальным потеплением, при этом на турбулентность приходится 71% травм, связанных с неблагоприятными погодными условиями в полете. Хотя турбулентность наиболее часто проявляется зимой, как показывает исследование, опубликованное в международном журнале Climate Dynamics, к 2050 году лето будет таким же “турбулентным”, как и зимы в 1950-х годах.
Турбулентность при ясном небе (CAT) является одним из наиболее опасных погодных явлений. Часто она развивается в безоблачных условиях в верхних слоях атмосферы, и из-за отсутствия визуальных признаков пилотам может быть трудно ее обнаружить.
При этом длительное воздействие турбулентности приводит к более быстрому сокращению эксплуатационного ресурса самолетов, а также к серьезным повреждениям конструкции. В редких случаях она может даже привести к поломке самолета. Кроме того, во время умеренной турбулентности различные грузы и пассажирский багаж могут быть повреждены, а пассажиры рискуют получить травмы.
Отметим, что британские ученые анализировали развитие явления CAT в северо-атлантическом регионе, где трансатлантические авиаперелеты часто сталкиваются с турбулентностью из-за присутствия среднеширотного вихревого реактивного потока. По по их словам, явления CAT часто обнаруживаются в струйных течениях верхнего уровня, узких полосах интенсивных ветров, которые имеют сильную сезонную зависимость.
В своем исследовании для анализа данных ученые использовали три симулятора глобального моделирования климата, охватывающие период с 1950 по 2050 годов, для которого были применены глобальная модель окружающей среды Центра Хэдли, модель Института Макса Планка MPI-ESM1-2 и модель EC-Earth-3, созданная 27 европейскими исследовательскими организациями и университетами. Объединив эти модели с 21 механизмом турбулентного воздушного потока, исследователи воссоздали целый ряд ситуаций, генерируемых CAT.
В итоге ученые обнаружили, что на каждый градус Цельсия глобального приповерхностного потепления увеличивают частоту явлений CAT на 14% летом и осенью и на 9% зимой и весной. При этом умеренная турбулентность описывается как вызывающая вертикальные ускорения до 0,5g.
Авторы исследования предупреждают, что усиление турбулентности может иметь серьезные последствия для безопасности авиаперелетов в уже в ближайшем будущем. Они настоятельно призывают авиакомпании и авиастроителей серьезно отнестись к проблеме и разработать стратегии по снижению рисков, связанных с событиями CAT.