Великий итальянский художник рисовал страшненькие лица и даже рыла, но на него никто не обижался
Автор знаменитой "Моны Лизы", живший и творивший в 15-16-м веках, был удивительно универсальным творцом. Помимо живописных и скульптурных работ, он успел попробовать себя в архитектуре, инженерной науке и даже музицировании.
Он сделал тысячи рисунков, посвящённых анатомии, нарисовал женщину с улыбкой, о которой все до сих пор спорят, и "Даму с горностаем", виртуозно играл на лире. Ему приписывают изобретение парашюта, велосипеда, арбалета, катапульты и нескольких странных летательных аппаратов. Но вот чего вы о нём, возможно, не знали — он также рисовал карикатуры и до сих пор считается одним из лучших в этом жанре.
Иллюстрации взяты с сайта openculture.com
Вообще, в эпоху Возрождения карикатурой баловались почти все художники. Шутливые рожицы появлялись на полях набросков и альбомов с завидной регулярностью, но да Винчи подошёл к вопросу иначе. Его картинки, полные гротескного юмора, были плодом серьёзного труда, результатом долгих наблюдений и, как ни странно, большой любви к человеку.
Искусствоведы считают, что эти изображения оказали влияние, как на других средневековых художников (Босха и Брейгеля), так и на будущих представителей искусства (например, современного иллюстратора Ральфа Стэдмана). Карикатуры Леонардо дополняли его неустанные поиски идеальной красоты. Эти страшненькие лица были всего лишь попыткой нащупать границы приемлемого и отталкивающего.
Это также могло быть выражением всех страстей, одолевающих человека, животных сил, заложенных в человеческой природе. Самое интересное, что рисунки да Винчи не кажутся уродливыми — они прекрасно сочетают в себе неприятные внешние черты с кипучей внутренней энергией, превращая злодея с виду в интересного героя картины.
Персонажей для подобных иллюстраций да Винчи искал прямо на улицах. Он был без ума от странных лиц и необычных форм голов, мог целый день ходить за заинтересовавшим его человеком, наблюдать за ним, чтобы внимательнее его рассмотреть. Джорджо Вазари, биограф художников XVI века, писал, что в итоге Леонардо получал такое полное впечатление о человеке, что когда он возвращался домой, то мог нарисовать его лицо так же точно, как если бы этот человек сидел перед ним.
Трудно сказать, как отнеслись бы к таким рисункам люди, ставшие его моделями, но мы точно видим, что эти изображения не выглядят обидными или оскорбительными. Да Винчи явно относился с интересом к странным лицам, но точно не высмеивал их со злостью.
А что вы думаете об этих рисунках?
Знали, что да Винчи рисовал и такое?
Напишите в комментариях!
Жмите "палец вверх", если хотите, чтобы Книговод продолжил рассказывать об иллюстрациях в средневековых книгах :)
И, конечно, подписывайтесь на канал и читайте похожие материалы:
—
—
—
Приятного вам шелеста страниц!