– Екатерина, неудивительно, что вы стали руководителем Детской и юношеской школы телевидения и радио, ведь вы из тех детей, кто вёл передачи на радио ещё будучи ребёнком. Расскажите, какие дети сегодня идут в профессию?
– Я руковожу центром Детского и юношеского телевидения и наблюдаю, как меняются акценты. Интерес к телевидению под напором интернет каналов падает, а интерес к профессии растёт. Наша школа – детская, поэтому детей приводят родители, но для нас самое главное, чтобы ребёнок сам хотел войти в профессию. Далеко не всегда дети хотят выбрать этот путь, как профессиональный. Но оказалось, что навыки публичного выступления нужны всем: и будущим хирургам, и будущим химикам. Нашей гордостью является то, что всё-таки много детей поступают и в профильные ВУЗы.
– Екатерина, каким должен быть идеальный телеведущий?
– Самое главное, ведущий не должен быть идеальным! Я пытаюсь отучить своих учеников от стремления к идеальности. Это фальшь, это ложь. Человек должен быть ярким и интересным, нести знания, свет, тепло, любовь к людям. Мне очень понравилось, как кто-то сформулировал требования к профессии телеведущего: «Человек, который умеет удивляться и удивлять других».
– Что такое этика тележурналиста?
– На эту тему написано много книг! Если кратко, этика – это совесть, которая не позволяет переступать черту по отношению к коллегам, зрителям, просто людям. Телевидение – это работа в команде, многое решает плечо друга, поэтому все должны быть на подхвате и никакой звёздной болезни! Жёсткая иерархия, которую надо уважать. Режиссёр – царь и Бог. А все несогласия – вне съёмочной площадки.
Что касается отношения к зрителю, мне кажется, журналист должен давать клятву Гиппократа. Слово – это скальпель, и если ты не умеешь им пользоваться или пользуешься нечестно, то последствия могут быть очень печальны.
– Расскажите пожалуйста, как и чему вас учили ваши великие учителя?
– Совсем недалеко отсюда, на бывшей улице Качалова находится знаменитый ГДРЗ, Государственный Дом Радио Звукозаписи, который хранит звуки эпохи. Там располагалась редакция Детского вещания Всесоюзного радио. Всесоюзного! Представляете, какой охват? Представляете, какая ответственность? А ведь это были прямые эфиры. Надо было держать планку, была важна оперативность, чёткость, дисциплина.
Наш великий учитель, Ф.Е. Тобиас, бесконечно любил нас, детей, был фанатично предан профессии, с невероятным уважением относился к понятию «эфир». С текстом мы работали круче народных артистов. У артистов есть время вжиться в текст, мы работали «с колес».
Главный принцип обучения заключался вот в чём: буквы озвучивать не надо, текст надо пропустить через себя, поверить так, как сам автор не верит, и только тогда поделиться с аудиторией.
– Кого из великих современных телеведущих вы можете назвать?
– Иконой современного телевидения я считаю Владимира Владимировича Познера. Это не только искусство говорить. Это искусство молчать, слушать, смотреть… Он никогда не ставит себя выше собеседника. Эта равная позиция и является залогом интересного интервью.
– Каких детских программ сейчас не хватает?
– Нельзя сказать, что не хватает. Хотя, об этом лучше судить детям. Мне лично хотелось бы видеть программу, которую ведут сами дети.
– Какие ценности должен разделять журналист и должен ли?
– Я – консерватор. Есть вечные ценности: хотелось бы, чтобы и наши ученики тоже их придерживались. Добро, сопереживание, любовь к ближнему, просто любовь во всех её проявлениях. Это может быть и боль, и сострадание, и переживания… Эта реакция, на несправедливость, на чужую боль. Это те симптомы доброты, которые просыпаются в маленьком человеке от просмотра по-настоящему добрых произведений.
– Что бы вы пожелали нашей Премии?
– Мне нравится ваша Премия. Этот срез, ракурс, люди, которых вы собираете. Хочу пожелать, чтобы по-настоящему заряженных добрых произведений было больше!