Лето нынче сошло с ума. ЧС из-за природных аномалий объявляют то в одном, то в другом регионе страны с периодичностью всего в несколько дней. Юг страны то и дело страдает от ливней, а за Уралом долгое время изнывали от жары и не могли дождаться осадков. Что происходит? 14 июня 2023 года. Автомобили, поврежденные из-за сильных ливней в микрорайоне Мацеста, в Сочи. Фото: Дмитрий Феоктистов / ТАСС.
Об этом рассказал профессор, руководитель отдела взаимодействия океана и атмосферы Арктического и Антарктического НИИ Росгидромета Генрих Алексеев.
Генрих Васильевич, что стоит за этими природными «катаклизмами»?
Генрих Алексеев: Пока все-таки это не «катаклизмы». Отдельные погодные явления не говорят о «конце света». Аномально жаркое лето в средней полосе России было в 1972 году. Потом повторилось в 2010-м. А в 1976 году летом грянули заморозки, у огородников погубило посадки. И сейчас заморозки только что прошли в целом ряде областей — Тверской, Ярославской, Ивановской. Но как бы нас это ни удивляло, все эти аномалии в пределах нормы. Такие явления происходили и будут происходить. Они вызваны так называемыми блокированиями теплых или, напротив, холодных воздушных масс в разных регионах страны и мира. Другое дело, когда такого рода явления начинают происходить все чаще и чаще, с куда большей силой и интенсивностью, вызывая пожары и разрушения, вот тут мы можем говорить о том, что это уже следствие глобального потепления климата. Например, в последние годы все чаще наблюдались снегопады даже на Аравийском полуострове, в Северной Африке, не говоря уж об Италии, Испании.
Генрих Васильевич, о глобальном потеплении говорят годами, но до сих пор мало кто понимает, что это на самом деле такое. Скажите, как объяснить, например, жителям Урала, где сейчас всего плюс 7 градусов, почему это не наступление ледникового периода ?
Генрих Алексеев: И все-таки «на дворе» потепление, оно происходит стремительно, его результаты видны на протяжении жизни всего одного поколения. За последние 30 лет температура на планете увеличилась на один градус, а в Арктике — на три. Источники климатических аномалий проявляются в экваториальных областях Атлантического, Индийского и Тихого океанов, где концентрируются огромные массы перегретой воды, вызывающие погодные возмущения на всем Земном шаре.
В Тихом океане смещение к востоку больших масс перегретой воды вызывает явление, которое называют Эль-Ниньо (малыш, мальчик в переводе с испанского), вносящее особенно сильные погодные возмущения. Массы перегретой воды, температура которой 30 градусов, нагревают воздух, он достигает Арктики, вытесняет оттуда холодный. С противоположной стороны, из Атлантики, также вторгается теплый воздух. Под напором теплых воздушных масс мощные студеные потоки выносятся из арктической зоны и начинают свое триумфальное шествие по европейской части России, Сибири, Уралу. Но чаще воздушные потоки из океанских акваторий вторгаются в средние широты, вызывая дожди и прохладу летом и потепление и снегопады зимой. Все это приводит к тому, что лето временами становится все менее жарким, а зимы, напротив, значительно теплее, чем раньше, с короткими периодами резких похолоданий. Такое ощущение, что разница между временами года постепенно стирается.
И ведь правда, нам все меньше нужно теплой зимней одежды и нарядов для жаркого лета, почти все время носим демисезонные куртки. А что нас ждет в перспективе?
Генрих Алексеев: По крайней мере, до конца этого столетия процессы потепления будут происходить и дальше. Нагляднее всего это будет заметно в Арктике, ибо этот регион — яркий маркер происходящих климатических изменений на планете. Дыхание Арктики ощущается на всей европейской части России и в европейских странах. По прогнозам, к концу этого века зимы на Крайнем Севере могут быть теплее на десять градусов, а лето — на пять, логично ждать потепления и в тех регионах, на которые влияют массивы воздуха, поступающие с Крайнего Севера. Воздухообмен между территориями, расположенными в низких широтах, и Арктикой будет все более глубоким. По всей видимости, чаще мы будем наблюдать и чрезвычайные ситуации.
О причинах изменения климата на планете ученые продолжают спорить. Одни убеждены, что виной всему антропогенный фактор, другие считают, что куда важнее глобальное влияние процессов, происходящих на Солнце, меняющегося положения планет. Вы на чьей стороне?
Генрих Алексеев: Вклад человека в наблюдаемый рост CO2 составляет всего пять процентов от общего прироста. Основной «парниковый» вклад вносит все же Мировой океан, где находится основная часть СО2 и неиссякаемый источник водяного пара. Потепление на планете главным образом зависит от глобальных процессов в солнечной системе, повлиять на которые человек не может, каким бы всесильным он себя ни считал.
Какие регионы больше других испытают последствия глобального потепления ?
Генрих Алексеев: Прежде всего те, где вечная мерзлота. А это две трети нашей страны. На Крайнем Севере уже немало примеров, когда ходят ходуном дома на сваях, разрушаются дороги, велик риск серьезных техногенных аварий. А это значит, нам нужно успевать приспосабливаться к изменениям климата. Продумывать такие технологические решения, чтобы избежать разрушения зданий. Уже сегодня дома на севере строят на «холодильниках», а под объектами промышленности закладывают тройной запас прочности.
Между тем
Ученые Тольяттинского госуниверситета выяснили, что худшее время для гипертоников не жара, а зимние морозы.
Проанализировав статистику ежедневных вызовов «скорой» в Тольятти за последние четыре года, а также данные температуры воздуха, специалисты проследили четкую зависимость между этими факторами.
Как показало исследование, в холодный сезон года обострение заболевания у людей с тяжелой формой гипертонии происходило в 4,8 раза чаще, чем у жителей с легкой формой. В целом 62% вызовов бригад «скорой» к гипертоникам пришлись на сезоны с низкими температурами воздуха, при этом женщины обращались к медикам в три раза чаще, чем мужчины.
Понимая, в какие периоды года увеличивается риск развития осложнений, врачи могут заранее назначать профилактическое лечение, а сами пациенты — более внимательно контролировать течение заболевания.
Подготовила Ирина Чечурина, «Российская газета», Самара.