Попробуем понять, почему хороший фильм получил у нас настолько низкую оценку зрителей
Фильм, оригинальное название которого звучит как "Видок: Император Парижа", вышел в российских кинотеатрах на 8 месяцев позже, чем на Западе (мировая премьера состоялась в ноябре 2018 года). За это время его успели спиратить и выложить, где запрещено, в самопальном переводе, а прокатчики, видимо, много думали, а потом зачем-то разразились подзаголовком и аннотацией, которые сформировали у зрителя во многом неверные ожидания.
Фрагмент постера к фильму "Видок: Охотник на призраков" (2019)
Слово "призраки" заставляет вспомнить фильм 2001 года с Депардье, где мистика дружила с детективом, а главный злодей оказывался колдуном, крадущим чужие души. Зритель в итоге и от нынешнего фильма ждал какого-то развлекательного зрелища, но попал на мощную драму, растерялся и поспешил наклеить любимый ярлык всего непонятого: "Ни о чём".
Книговод, напротив, получил огромное удовольствие и проникся этой историей. И вот 5 главных плюсов, ради которых нового "Видока" стоит посмотреть.
1. Сюжет
Многие знают, что Эжен Франсуа Видок существовал на самом деле. Бывший преступник и мастер побегов из тюрьмы, сотрудничавший с полицией и положивший начало французскому частному сыску — фигура легендарная и очень интересная в плане возможности интерпретации. Фильм показывает его довольно близко к оригиналу, как человека, одержимого собственной целью, отлично понимающего, на какой риск придётся пойти ради её достижения, и в результате огребающего всю гамму последствий по полной.
Главное, что нужно понять при просмотре: это не приключенческий аттракцион с главным злодеем и чётким противостоянием добра со злом. Это сага. Неспешное (но и не затянутое) повествование о жизненном пути интересной личности, истинная тема которого выходит далеко за рамки возни с поимкой преступников. Тут есть драки и стрельба из старинных пистолетов, но есть и над чем подумать. Если уловите сочетание, обязательно получите удовольствие.
Здесь и далее для оформления статьи использованы кадры из фильма "Видок: Охотник на призраков" (2019)
2. Актёрский состав
Поклонники Венсана Касселя понимают, что роль сурового мужика с мутным прошлым и не вполне ясным настоящим сядет на него как влитая, а потому не удивятся, насколько органично этот ястребиноносый француз выглядит в роли бывшего каторжника, прорубающего себе путь к прозвищу "Император Парижа". Почитатели Ольги Куриленко знают, насколько она красива, а потому не удивятся прекрасным крупным планам её томных глаз и идеально очерченных губ, нашёптывающих нужные идеи власть держащим.
Но кроме двух очевидных звёзд, в фильме есть немало других удачных кастинговых решений. Великолепный Аугуст Диль, от одной мерзкой ухмылки которого передёргивает. Миленькая Фрейя Мавор в роли подружки главного героя. Злодейский Дени Лаван. Героический Джеймс Тьерре, получивший невыносимо эпическое завершение собственной истории. И даже, казалось бы, молча страдающий где-то на периферии Дени Меноше вдруг раскрывается в финале благодаря мастерству сценаристов, сумевших подарить каждому персонажу возможность проявить себя.
3. Зачуханный Париж
Не знаю, как вы, а я не люблю, когда мне в подобных фильмах показывают вылизанные, сияющие чистотой улицы европейских городов 17-18 века. Париж Видока не может быть ухоженным и залитым солнцем. Он просто обязан быть мрачным, мокрым и грязным — как помыслы его обитателей, от преступников, бесконечно делящих сферы влияния, до придворных, все устремления которых сводятся к получению очередной награды.
Французская столица в фильме предстаёт тёмной и зачуханной. Здесь нет красивых видов (разве что строящаяся Триумфальная арка), зато есть масса тесных улочек, душных квартирок и трактиров, каменные мостовые и липкие деревянные столы, а ещё кареты, лошади, дымящиеся пистолеты, отличные исторические костюмы и вся та тысяча и одна деталь, которая создаёт отличный антураж и с первых же кадров заставляет тебя поверить в "историчность" происходящего.
4. Возможность посмотреть нечто отличное от современного кинематографа
Это не Голливуд с его бесконечными киноаттракционами и идеально выверенными сюжетами с предсказуемой трёхактной сценарной структурой. Это и не наше историческое кино с его пафосом через край. Это совсем другой темп повествования (повторяю, не затянутый, а просто другой) и стойкое желание повспоминать увиденное после просмотра, чтобы накопать в нём несколько дополнительных смыслов при анализе деталей. Это не пустое ярко-шумное развлечение и не обычная иллюстрация к исторической эпохе, но и не заумная головоломка, требующая какой-то особой сообразительности. Это фильм с интересной идеей в сердцевине, сильным героем, отличными актёрами и деталями, от которого легко можно получить удовольствие, если отвлечься от штампов восприятия и позволить себе увлечься.
5. Мощный финал
Просто надо смотреть, наслаждаясь сочетанием картинки и музыки.
А что вы знаете о Видоке?
Смотрели какой-нибудь фильм о нём или, может, читали его мемуары?
Напишите в комментариях!
Жмите "палец вверх", если вам понравилась статья и заинтересовал фильм :)
И, конечно, подписывайтесь на канал и читайте похожие материалы:
— Злобные кролики в средневековых книгах: почему их так много?
— Зачем кошкам на спине мешки, пускающие газы? Отвечают картинки средних веков
— Забавные вояки: зачем рыцари тыкали копьями улиток на средневековых картинках?
Приятного вам шелеста страниц!